Обо мне

Психолог, психиатр и психотерапевт — все это разные профессии, и, вместе с тем, все они имеют отношение к человеческой душе: самом загадочном и неизведанном феномене.

 

Наш разговор сегодня о школьном психологе. Школьный психолог – это человек с особым взглядом на мир, для которого работа в школе – это определенная миссия. Психолог-педагог и, жилетка для учителей, и глоток свободы и релакса для учеников, не просто учитель, во многом наставник и духовный проводник. Культура психологического здоровья постепенно входит в нашу жизнь и работа психолога, как и работа врача, нацелены на сохранение здоровья. А в определении «здоровье» так и звучит — физическое и психологическое благополучие.Увлекаться психологией я начала еще в школе.

Многие закономерности замечала с детства: осуждение усиливает явление или поведение и не помогает его искоренить; искренние желания сбываются; мысли, слова и поступки приводят к радостным или печальным событиям (как мыслим, так и живем)… Загадки человеческой психики и души манили и увлекали меня, хотелось познать Чудо жизни.

В 10-м классе я купила книгу Столяренко Л.Д. «Основы психологии» и сейчас, спустя 17 лет я использую ее в работе психолога, поэтому я точно знаю, что мы программируем события своей жизни сами. Купив книгу для школьного психолога, я запрограммировала себе ситуацию с работой в системе образования.

Я благодарна Судьбе за то, что она подарила мне много возможностей, и я получила качественное дополнительное образование на курсах: НЛП мастер, курсы Всемирных Центров Взаимоотношений «Понимание себя и других», овладела навыками гипноза и работой с подсознанием (работала в школе В.Синельникова, закончила его авторский мастер класс), прошла десятки тренингов по отношениям между мужчиной и женщиной, психологическими основами финансового изобилия, коучингу и др. За годы обучения и практики (вела частный прием: консультирование и организация тренингов) у меня сформировался свой взгляд на ситуации, мир и закономерности происходящего.

На самом деле мы авторы своей жизни, мы получаем то, что хотим. Вы спросите: «неужели я хочу болеть или быть несчастливым?»: если чего то не хотим и фиксируемся на этом получаем нежелаемое, за удовлетворенность отношениями мы также ответственны (мир или конфликты это рождение нашего образа мышления и стиля поведения); проблемы детей зачастую коренятся в отношениях между родителями и их душевном состоянии. Особое отношение у меня было и к системе образования, честно говоря, негативное.

Такое отношение у меня сформировалось по причине того, что на консультации приходили люди, у которых в школьном возрасте сформировались психологические травмы и различного вида ограничения, вследствие учебного процесса, что сделало их либо тревожными, либо ограниченными.

Я задумывалась над системой оценивания и задавалась вопросом: как можно оценить знания, если после работы над ошибками я знаю уже на 5, а ведь в аттестате 4? Я ведь выросла и знаю больше, а «корочка» содержит в себе устаревшую и штамповую обо мне информацию. У меня всегда было ощущение, что детей воспитывают и обучают не так, как положено. Возможно, Вы решите, что я самоуверенная и дерзкая, но я попробую обосновать свою точку зрения.

На мой взгляд, предметы в школе изучаются разрозненно, без осознавания взаимосвязи. К тому же многое на столько теоретизированно (картинки с формулами в учебнике и голос учителя на уроке), без наглядного, пространственного представления. Школа оторвана от жизни и прикладной характер минимизирован. Некоторые дети только в учебниках видят домашних животных и растения, и как интересно и полезно было бы научить ребенка выращивать самому, к примеру, огурцы и в процессе задействовать всю необходимую теоретическую базу (почва, полив, составляющие части самого растения и т.д.) Цель вырастить огурец: вместе с трудом ребенок постигнет большой объем информации и легко его впитает, кроме того запомнит на всю жизнь и самое ценное у него остается НАВЫК.

Часто учителя не учат детей, а выполняют программу.

Кроме того мотивация ощутимо влияет на результат успеваемости: если у ребенка есть цель быть переводчиком, он будет учить язык с двойным старанием, если цели нет, то и результаты успеваемости снижаются. Вижу жизненно необходимым обучать детей целеполаганию и выстраиванию своей жизни со школьной скамьи, это даст плоды в будущем.

В обществе все еще присутствует дух авторитаризма: его запах слышен и в семейных отношениях, и в коллективе, и в государстве в целом. Признак авторитаризма — страх, ощущение беспомощности и обвинение других в своих бедах. Личность ребенка изменилась и старые авторитарные подходы не работают, у нынешнего поколения нет психологических травм, какие были у нас и наших родителей; если поколения послевоенные выживали и строили страну, то нынешнее поколение мудрее, честнее и готово жить по новому, с учетом ошибок предыдущих поколений. К тому же нынешнее поколение переживает влияние манипуляций в приобщении к алкоголю, сигаретам, наркотикам и «свободному», безнравственному стилю жизни и приобщаются к другой философии. Гласность внесла километры информации, которые внедрятся в сознание людей и не всегда критически оцениваются.

Сейчас мы воспитываем послушных, удобных детей, которые с возрастом уходят в протест и делают перевороты или становятся рабами чего- либо (привычек, слабостей, родителей, супругов…) Альтернатива — свободная, ответственная личность!

Конечно, сегодня психологический и воспитательный подход к ребенку должен быть иным. Необходимо обучать себя и детей новым принципам общения, о них скажу ниже; умению обрабатывать информацию и относиться к ней критично, избирательно; нужно разъяснять, что на подростках делается бизнес алкогольный, табачный и наркотический, что их особенности возраста используют в корыстных целях, делая всевозможные революции.

Но вернемся к моей истории. В школу я шла работать, как вы понимаете, со скепсисом и критикой классической системы образования. По мере работы мое отношение менялось. В школьном коллективе я увидела, как много любви, сил и энтузиазма учителя вкладывают в свою работу, относятся к детям как к собственным, как размышляют над ошибками, меняют то, что в силах изменить и как участливо относятся к каждому: ребенку со сложными обстоятельствами и отличникам учебы. Я полюбила этих людей и стала ими восхищаться! Вопреки трудностям они выполняют свою миссию и несут любовь и созидание в мир ребенка.

К сожалению, мое отношение к системе не поменялось коренным образом. Я осознаю, что роль образования велика в жизни ребенка и оказывает влияние на его личность. Эксперименты с системой образования привели к деградации и замедлили развитие детей. Подходы к ребенку не совпадают с той личностью, которую мы сегодня наблюдаем. Дети поменялись, и педагогические приемы должны меняться вместе с ними.

Пришло время принципов:

Выигрыш-Выигрыш (сотрудничество и удовлетворенность всех сторон приводят к большему успеху),

  • -персональной ответственности за все, что происходит в мире (помните про эффект порхающей бабочки?),
  • -умения достигать желаемого в позитиве (навык целеполагания),
  • -умения понимать других, а потом быть понятыми (эффективная коммуникация),
  • -принципы доброты, любви и семьи, дружбы с якобы конкурентами (на самом деле принцип конкуренции изжил себя давно и показал свою нецелесообразность);
  • -умению радоваться счастью и успехам других может привести на вершину и самого человека;
  • -осознавание различий природы мужчины и женщины и выстроенное поведение несут благополучие в семьи и большую успеваемость детей в школе (отсутствие стрессов и пихологических блоков дает ребенку большую открытость к восприятию нового и наоборот, если ребенок застрессован, он не в силах вынести школьную нагрузку).

Кроме того, система образования не дает навыков, и на выходе мы имеем умных учеников и студентов, которые теряются при встрече с реальной жизнью лицом к лицу.

Много, долго, интересно и с упованием я могу рассказывать о тех, принципах которые могут быть и нужно воспитывать в себе и вносить в систему. Но как внести все эти изменения в жизнь? Когда я пришла в школу, я горела идеями и желанием, что-то внести новое, прогрессивное, я креативно подошла к работе и столкнулась с сопротивлением новому. Страх перед новым, необычным побеждал. Один в поле не воин. Все психологи работают на то, чтобы внести глоток свежего воздуха и живительной воды в систему образования, все как один могут быть полезны и нужно сотрудничать и договариваться, только в согласии педагог-психолог-родитель-ученик мы сможем перейти на новый уровень сознания и быть на волне нового времени.

В то время, когда я жила в Харькове, мне встречались разные интересные люди, которые хотят воспитать своих детей здоровыми, счастливыми и успешными. Кто-то из них забирал своих детей из классической школы и обучал самостоятельно (экстернатная форма обучения), кто мог себе позволить — определяли детей в частные школы, кто- то давал дополнительное образование в виде курсов личностного роста и тренингов. К слову сказать, мое второе образование (психолог) пригодилось мне, чтобы устроиться на работу и дало право частной практики, теоретические аспекты, а вот для консультирования и практической работы навыки добывать приходилось дополнительно.

Сейчас мне очень нравится, что некоторые школы вводят в практику систему Базарного, методику Уник Жохова В.И., которые здорово сочетаются с системой и при этом отвечают требованиям времени и личности ребенка.

Быть или не быть школьным психологом? Полезна ли профессия психолог? Нужна ли она школе? Эффективна ли? Нужно ли меняться и как? А Вы готовы?

Образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© elenakramer 2021